Международная Федерация Коучей (ICF) сформулировала одиннадцать базовых областей компетенции коуча. Эта информация не только поможет коучам оценить уровень собственной подготовки, но также поможет организациям и HR специалистам в отборе внешних коучей и формировании пула внутренних коучей. Базовые области компетенции разбиты на четыре логические группы. Все группы и отдельные области равнозначны – между ними нет никаких приоритетов, и все они закладывают фундамент, на котором строится деятельность любого компетентного коуча. А. Основы 1. Соответствие этическим принципам и профессиональным нормам – понимание этических и профессиональных норм коучинга и способность соответствовать им во всех ситуациях, возникающих в процессе коучинга.
- Понимает и придерживается в своем поведении Этических Обязательств
- Понимает и следует Этике ICF
- Чётко объясняет различия между коучингом, консультированием, психотерапией и прочими видами профессиональной поддержки
- Направляет клиента, если это необходимо, к специалисту из другой области профессиональной поддержки, в соответствии с местом, временем и обстоятельствами.
2. Заключение соглашения о коучинге – умение понять, что требуется от конкретного запроса на услуги коучинга, и сформулировать взаимные ожидания и обязательства с потенциальным клиентом в соответствующем соглашении.
- Определяет и обсуждает с клиентом общие рамки и конкретные параметры процесса коучинга (например, организационные вопросы, оплата, режим, участие других в случае необходимости)
- Достигает взаимопонимания относительно того, что уместно в этих взаимоотношениях и что нет, что предлагается и что нет, каковы обязательства коуча и клиента
- Определяет, соответствуют ли его/ее методики коучинга потребностям потенциального клиента.
B . Установление взаимоотношений
3. Установление доверительных, близких отношений с клиентом – умение создать обстановку безопасности и поддержки, обеспечивающую постоянное взаимное уважение и доверие.
- Выказывает истинную заботу о благополучии и будущем клиента, Постоянно демонстрирует собственную цельность натуры, честность и искренность
- Заключает ясные соглашения и выполняет обещания
- Демонстрирует уважение к образу восприятия, обучения и личной жизни клиента
- Обеспечивает постоянную поддержку и отстаивает новые модели поведения и действия, включая те из них, которые касаются принятия риска и боязни неудачи
- Спрашивает разрешения клиента на проведение коучинга в чувствительных, новых областях.
4. Вовлеченность – способность полностью осознавать происходящее и создавать непринуждённую атмосферу в отношениях с клиентом, используя открытую, гибкую и уверенную манеру поведения.
- Вовлечен и остаётся гибким на протяжении всего процесса коучинга, будучи «здесь и сейчас»
- Обращается к собственной интуиции и доверяет внутреннему голосу
- Открыт к непознанному и идет на риск
- Видит много способов работы с клиентом и выбирает наиболее эффективный для данного момента
- Эффективно использует юмор, придавая общению лёгкость и энергию
- С уверенностью переключается и экспериментирует с новыми возможностями и методами проведения работы
- Демонстрирует уверенность, сталкиваясь с сильными эмоциями, способен управлять собой и не позволять эмоциям клиента овладевать или вводить себя в замешательство
C. Эффективные коммуникации
5. Активное слушание – умение полностью сосредоточиться на том, что говорит и чего не говорит клиент, понять смысл сказанного в контексте желаний клиента и помочь клиенту в выражении своих чувств и мыслей.
- Придерживается целей и пожеланий клиента, а не своих целях и пожеланиях относительно клиента
- Выслушивает беспокойства, цели, ценности и убеждения клиента относительно того, что возможно и что нет
- Распознаёт речь, интонацию и язык жестов
- Обобщает, перефразирует, повторяет и воспроизводит сказанное клиентом, чтобы убедиться в чёткости и правильности понимания
- Стимулирует, принимает, изучает и поддерживает выражение клиентом своих чувств, понимания, забот, убеждений, предложений, и т.д.
- Принимает и строит работу на основе идей и предложений клиента,
- Вслух или внутренне резюмирует суть «послания» клиента и помогает ему достичь своей цели, а не увлекаться длинными описаниями,
- Позволяет клиенту высказаться или «разрядить» ситуацию, не вынося своих суждений и замечаний, обеспечивая тем самым продвижение к следующим этапам.
6. Эффективные вопросы – умение задавать вопросы, позволяющие получать информацию, необходимую для получения клиентом максимальной пользы от процесса коучинга.
- Задаёт вопросы, выражающие активное слушание и понимание взгляда клиента
- Задаёт вопросы, провоцирующие совершение открытий, озарение, решительность и активность (например, бросающие вызов стереотипам клиента)
- Задаёт открытые вопросы, приводящие к бoльшей ясности, новым возможностям или знаниям,
- Задаёт вопросы, продвигающие клиента по направлению к желаемому, а не те, что требуют от клиента оправдываться или оглядываться назад.
7. Прямое выражение мыслей и чувств – способность эффективно выражать свои мысли и чувства на протяжении сессий коучинга и пользоваться тем языком, который производит наибольшее воздействие на клиента.
- Чёток, ясен и однозначен при выражении своих мыслей и чувств и предоставлении обратной связи,
- Прибегает к рефреймингу и чёткой артикуляции утверждений клиента в целях помочь понять ему с другой перспективы то, чего он желает, или в чем он неуверен.
- Ясно формулирует цели коучинга, задачи сессии, назначение методик и упражнений
- Пользуется языком, уважающим достоинство клиента (например, не содержащим слов и выражений, выражающих половую и расовую дискриминацию, специфических технических терминов, жаргона),
- Пользуется метафорами и аналогиями для иллюстрации своих мыслей или рисования словесной картины.
D. Помощь в обучении и достижении результатов
8. Развитие осознанности – умение вбирать в себя и точно оценивать информацию из разнообразных источников и интерпретировать её таким образом, чтобы помочь клиенту осознать ситуацию и тем самым добиться оговоренных результатов.
- Анализируя беспокойства клиента, выходит за рамки сказанного, не ограничиваясь одним только непосредственным описанием клиента,
- Побуждает клиента задаваться вопросами с целью добиться более глубокого понимания, осознания и ясности
- Обозначает для клиента его скрытые тревоги, стереотипные способы восприятия себя самого и окружающего мира, различия между фактами и их интерпретацией, несоответствие мыслей, эмоций и действий
- Помогает клиентам открывать новые для себя мысли, убеждения, представления, эмоции, настроения, и т.д., усиливающие их способность предпринимать активные действия и достигать важных для себя результатов,
- Открывает для клиентов более широкие перспективы и вдохновляет их на решение искать новые точки зрения и альтернативы действий,
- Помогает клиентам увидеть разнообразные взаимосвязанные факторы, влияющие на них самих и их поведение (например, мысли, эмоции, тело, окружение),
- Делится с клиентами своими пониманием ситуации так, чтобы это имело для них смысл и пользу,
- Обозначает наиболее сильные стороны и области, больше всего требующие обучения и развития, а также то, на что наиболее важно обратить внимание в процессе коучинга,
- Заметив несоответствие между словами и действиями клиента, просит его определить насколько значима для него данная проблема, и насколько типичной является данная реакция на нее.
9. Продумывание действий – умение совместно с клиентом создавать возможности для обучения во время сессий коучинга и реальной жизни, а также предприятия новых шагов, позволяющих достичь оговоренных результатов наиболее эффективными путями.
- Организует мозговые штурмы и помогает клиенту определить те действия, которые позволят ему продемонстрировать, отработать и углубить новые знания,
- Помогает клиенту сосредотачивать внимание на конкретных задачах и альтернативах, являющиеся ключевыми для оговоренных целей процесса коучинга, и исследовать их
- Вовлекает клиента в исследование альтернативных идей и решений, оценку вариантов и принятие соответствующих решений,
- Поощряет активные эксперименты и самопознание, когда клиент непосредственно применяет в жизни то, что только что обсуждалось и изучалось во время сессии коучинга,
- Радуется успехам клиента и его потенциалу для будущего роста, Бросает вызов предположениям и точкам зрения клиента, провоцируя возникновение новых идей и поиск новых альтернатив для действий,
- Представляет точки зрения, содействующие достижению клиентом его целей, и, без привязанностей, предлагает клиенту рассмотреть их,
- Помогает клиенту "Сделать Это Прямо Сейчас", во время сессии коучинга, обеспечивая непосредственную поддержку,
- Поощряет ситуации творческого напряжения и решения сложных задач, вместе с тем придерживаясь комфортного темпа обучения.
10. Планирование и постановка целей – умение разрабатывать совместно с клиентом эффективный план коучинга и следовать ему.
- Обобщает полученную информацию и определяет совместно с клиентом цели процесса коучинга и план их достижения, необходимые для решения поставленных задачи и усиления областей, требующих обучения и развития,
- Формирует план, предполагающий получение достижимых, измеримых, конкретных результатов к установленному сроку,
- При необходимости, обусловленной процессом коучинга или изменениями в ситуации, вносит в план изменения,
- Помогает клиенту определить и получить доступ к другим ресурсам в целях обучения (например, книги, другие специалисты),
- Определяет и намечает первые, значимые для клиента достижения.
11. Управление развитием и ответственностью – умение удерживать внимание на том, что важно для клиента, оставляя при этом за самим клиентом ответственность за совершение конкретных действий.
- Чётко требует от клиента действий, которые будут продвигать его по направлению к совместно установленной цели,
- Демонстрирует последовательность, спрашивая у клиента об исполнении решений, принятых на предыдущей (-их) сессий,
- Отмечает, что клиенту удалось сделать, чего удалось избежать, чему он научился и что осознал со времени проведения предыдущей (-их) сессии,
- Эффективно подготавливает, организует и просматривает совместно с клиентом информацию, полученную в ходе сессий,
- Помогает клиенту идти по выбранному пути в интервалах между сессиями, удерживая его внимание на плане и результатах коучинга, оговоренной программе действий и темах последующей сессии(й),
- Сосредотачивается на плане коучинга, однако остаётся открытым для корректировки поведения и действий в соответствии с ходом самого процесса коучинга и возможными изменениями его направления,
- Способен передвигаться взад и вперед между масштабной картиной того, в каком направлении в настоящий момент движется клиент, формируя таким образом контекст обсуждаемой темы, и тем, куда клиент желает попасть,
- Активизирует самодисциплину клиента и заставляет клиента отвечать за то, что, по его словам, он собирается предпринять, за результаты запланированной акции и конкретный план с соответствующими временными рамками,
- Развивает способность клиента принимать решения, работать с ключевыми задачами и развиваться (получать обратную связь, устанавливать приоритеты и темп обучения, анализировать свой опыт и учиться на нем),
- Предъявляет клиенту решительные претензии в случае не выполнения им оговоренных действий.